Сотрудники лаборатории ФОИС разработали метод высоконадёжной криптографической защиты автономных транспортных систем

Сотрудники лаборатории ФОИС разработали метод высоконадёжной криптографической защиты автономных транспортных систем

Исследователи создали инновационный метод оптимизации электронной цифровой подписи для маломощных устройств, используемых в автономных транспортных средствах. Разработка позволяет обеспечить высокую криптографическую стойкость при минимальных вычислительных затратах. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports (Q1).

25.08.2025


В настоящее время, проблема кибербезопасности автономных транспортных систем, которые становятся всё более уязвимыми для целенаправленных атак, не теряет актуальности и приобретает критический характер. Представленная разработка направлена на решение одной из ключевых проблем современных автономных систем – обеспечения безопасности в условиях ограниченных вычислительных ресурсов. Встраиваемые системы, используемые в данных средствах и предназначенные для управления, контроля и мониторинга, работают на основе микропроцессоров – устройств, для которых применение традиционных криптографических алгоритмов является довольно ресурсоёмким. Для обеспечения целостности и конфиденциальности данных в подобных системах используется электронная цифровая подпись, в числе способов реализации которой находят применение криптографические методы на основе эллиптических кривых. Предложенный исследователями метод основан на оптимизации операций с эллиптическими кривыми и позволяет значительно снизить вычислительную сложность без компромиссов в уровне защиты.

«Принцип задач-ловушек, которые применяются в асимметричном шифровании, условно заключается в том, что, закрыв дверь одним ключом, открыть её можно только другим. Это полностью решает проблемы передачи и хранения ключа, однако при этом системы очень тяжеловесны. В электронных цифровых подписях (ЭЦП), которые применяют для защиты данных, в основном используют криптографические методы на основе эллиптических кривых. Нам удалось сократить количество операций в ЭЦП, основанных на эллиптических кривых, и необходимое для вычислений время. Таким образом, мы оптимизировали существующий алгоритм для его применения в маломощных устройствах. При этом ускорение работы и снижение энергопотребления не снижают уровень безопасности»

– доцент кафедры информационной безопасности, руководитель лаборатории ФОИС Алла Борисовна Левина в специальном интервью для портала «Научная Россия».

Разработанная методика включает два ключевых усовершенствования: математическую конструкцию, сокращающую количество операций сложения и удвоения точек на эллиптической кривой, и детерминированный алгоритм генерации одноразовых чисел, не основывающийся на генераторах псевдослучайных чисел. Это не только ускоряет процесс формирования подписи, но и повышает стойкость к различным типам кибератак, в частности, к повторному использованию одноразовых чисел и компрометации закрытого ключа электронной цифровой подписи – точкам, которые могут быть использованы злоумышленниками для несанкционированного проникновения в сеть и нарушения работы автономных систем при отсутствии должного уровня защиты.

«Нам предстоит ряд исследований, нацеленных на рассмотрение других классов эллиптических кривых, а также на проведение опытных работ на более мощных микроконтроллерах. Это необходимо для того, чтобы математический аппарат в перспективе мог обеспечивать защиту при любых киберугрозах»

– младший научный сотрудник лаборатории ФОИС Наурас Сабри

Исследование получило широкий резонанс в научных кругах и активно освещается в научных и отраслевых СМИ, включая ТАСС, Профиль и Ferra, а также на официальном ресурсе Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга, что подчёркивает важность данной разработки для обеспечения безопасности беспилотных систем и критической инфраструктуры в условиях растущих киберугроз.

С полным текстом проведённого исследования можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.